А. Направленные на воспроизведение

Лекция - визуализация

Этот метод способствует созданию проблемной ситуации, разрешение которой, в отличие от использующей вопросы проблемной лекции, происходит на основе анализа, синтеза, обобщения, свертывания или развертывания информации, т.е. с включением активной мыслительной деятельности. Задача преподавателя — использовать такие формы наглядности, которые не только дополняли бы словесную информацию, но и сами являлись носителями информации. Чем больше проблемности в наглядной информации, тем выше степень мыслительной активности учащегося. Подготовка данной лекции учителем состоит в том, чтобы переконструировать учебную информацию по теме лекционного занятия в визуальную форму для представления учащимся через технические средства обучения (мультимедийный проектор, мультимедийная доска, ПК).

В своей практике я использую в качестве лекций-визуализаций специально обработанные видеофильмы научно-популярного содержания. Например, для объяснения новой  темы «Скульптура эпохи барокко» мною был подобран фильм из серии «ВВС: Сила искусства», посвященный Бернини. Задача учителя заключается в том, чтобы из большого, рассчитанного на час или полтора фильма вырезать и смонтировать такой кусок, который бы сочетал всю полному информации и был не утомителен по хронометражу. К такому фильму я на своих уроках обычно прилагаю либо список вопросов, на которые должны найти ответ учащиеся посмотрев фильм, либо прошу в форме эссе зафиксировать увиденное в тетради, либо предлагаю заполнить пробелы в художественном тексте, основываясь опять на увиденном. Такие же задания эффективно давать и на дом, для этого я использую сайт, созданный в бесплатной оболочке. 

Метод уроков-семинаров

Большое значение в активизации познавательной деятельности учащихся является проведение уроков-семинаров. При подготовке и проведении уроков-семинаров у учащихся формируются навыки работы с информационными потоками: учащиеся сами готовят сообщения, используют учебную и научно-популярную литературу, логично излагают свои мысли, подбирают факты из различных источников информации. Выступления учащихся на семинаре способствуют развитию монологической речи, повышают культуру общения.

Эффективность урока-семинара во многом зависит от того, как организуется подготовка к нему учащихся. Организация и проведение урока-семинара обычно сводится к следующей схеме: определение темы, подготовка вопросов для обсуждения — подбор дополнительной литературы — распределение заданий и тем для сообщений — формулировка задач и знакомства с планом проведения урока — выступление учащихся, обсуждение вопросов — подведение итогов.

Подготовку к семинару необходимо начинать заранее, примерно за 2-3 недели. Учитель сообщает тему семинара, подготавливает вопросы для обсуждения и вывешивает их на стенд в классе, распределяет задания и темы. Урок-семинар будет эффективным, если учащиеся старательно подготовили дополнительные сообщения. Поэтому, при подготовке к семинарскому занятию учитель проводит консультации, во внеурочное время учитель отвечает на вопросы учащихся, просматривает подготовленные сообщения учащихся. Сообщения учащихся должны быть небольшие, расписанные на 3-5 минут, тогда к семинару можно готовить несколько докладов и, тем самым, вовлечь в эту работу как можно большее число учащихся.

Метод соревновательных  форм урока.

Это может быть урок: аукцион, деловая игра, пресс-конференция, диспут, общественный смотр знаний, турнир, эстафета, викторина, зачет. Данные формы проведения урока особенно актуальны при проверке или закреплении полученных учащимися знаний. В результате урок из обыденности перерастает в соревнование, что позволяет достигать таких целей обучения, как развитие познавательного интереса к курсу мировой художественной культуры и формирование компетенций во всех областях общественной жизни.

Потенциал личности обучающихся можно развивать игровыми формами на протяжении всего курса мировой художественной культуры в школе. В играх, как правило, используется групповая форма работы, и поэтому каждый из учеников принимает и выполняет ту роль, которую он бы хотел выполнять, что позволяет проявить его природные способности: художественные, музыкальные, вокальные, математические и другие.