В развитии коммуникативной компетентности можно выделить два направления: нормативное (усвоение социально заданных норм) и творческое (конструирование норм, исходя из собственного опыта). Основываясь на представлении о различных аспектах  коммуникативной компетентности, предлагаю классифицировать приёмы и методы развития коммуникативной компетентности на уроках мировой художественной культуры следующим образом: 

ü приёмы и методы,  развивающие коммуникативные качества, относящиеся к взаимодействию с объектами окружающего мира и его информационными потоками,  работа строится на основе анализа и корректировки   восприятия и воспроизведения в процессе общения (нетрадиционные формы проведения лекций, семинары, направленные на  коллективно-мыслительную деятельность);

ü приёмы и методы, развивающие коммуникативные качества, связанные с необходимостью взаимодействовать с другими людьми, работа направлена на развитие способности к интерпретации  (анализ конкретных ситуаций, разбор действий по инструкции, дискуссии, круглые столы, мозговые штурмы);

ü приёмы и методы, направленные на творчество в общении и взаимодействии, развивающие мировоззренческие качества, определяющие эмоционально-ценностные установки ученика (сложные ролевые конструкции, проблемное обучение, коллективные творческие дела).

Таким образом, для повышения познавательной активности учащихся на уроках предмету мировой художественной культуры преподавателю предлагается множество различных методов и форм, которые он может использовать в своей профессиональной деятельности, и учителю необходимо выбрать наиболее адекватные для каждого класса.

А. Направленные на воспроизведение

Лекция - визуализация

Этот метод способствует созданию проблемной ситуации, разрешение которой, в отличие от использующей вопросы проблемной лекции, происходит на основе анализа, синтеза, обобщения, свертывания или развертывания информации, т.е. с включением активной мыслительной деятельности. Задача преподавателя — использовать такие формы наглядности, которые не только дополняли бы словесную информацию, но и сами являлись носителями информации. Чем больше проблемности в наглядной информации, тем выше степень мыслительной активности учащегося. Подготовка данной лекции учителем состоит в том, чтобы переконструировать учебную информацию по теме лекционного занятия в визуальную форму для представления учащимся через технические средства обучения (мультимедийный проектор, мультимедийная доска, ПК).

В своей практике я использую в качестве лекций-визуализаций специально обработанные видеофильмы научно-популярного содержания. Например, для объяснения новой  темы «Скульптура эпохи барокко» мною был подобран фильм из серии «ВВС: Сила искусства», посвященный Бернини. Задача учителя заключается в том, чтобы из большого, рассчитанного на час или полтора фильма вырезать и смонтировать такой кусок, который бы сочетал всю полному информации и был не утомителен по хронометражу. К такому фильму я на своих уроках обычно прилагаю либо список вопросов, на которые должны найти ответ учащиеся посмотрев фильм, либо прошу в форме эссе зафиксировать увиденное в тетради, либо предлагаю заполнить пробелы в художественном тексте, основываясь опять на увиденном. Такие же задания эффективно давать и на дом, для этого я использую сайт, созданный в бесплатной оболочке. 

Метод уроков-семинаров

Большое значение в активизации познавательной деятельности учащихся является проведение уроков-семинаров. При подготовке и проведении уроков-семинаров у учащихся формируются навыки работы с информационными потоками: учащиеся сами готовят сообщения, используют учебную и научно-популярную литературу, логично излагают свои мысли, подбирают факты из различных источников информации. Выступления учащихся на семинаре способствуют развитию монологической речи, повышают культуру общения.

Эффективность урока-семинара во многом зависит от того, как организуется подготовка к нему учащихся. Организация и проведение урока-семинара обычно сводится к следующей схеме: определение темы, подготовка вопросов для обсуждения — подбор дополнительной литературы — распределение заданий и тем для сообщений — формулировка задач и знакомства с планом проведения урока — выступление учащихся, обсуждение вопросов — подведение итогов.

Подготовку к семинару необходимо начинать заранее, примерно за 2-3 недели. Учитель сообщает тему семинара, подготавливает вопросы для обсуждения и вывешивает их на стенд в классе, распределяет задания и темы. Урок-семинар будет эффективным, если учащиеся старательно подготовили дополнительные сообщения. Поэтому, при подготовке к семинарскому занятию учитель проводит консультации, во внеурочное время учитель отвечает на вопросы учащихся, просматривает подготовленные сообщения учащихся. Сообщения учащихся должны быть небольшие, расписанные на 3-5 минут, тогда к семинару можно готовить несколько докладов и, тем самым, вовлечь в эту работу как можно большее число учащихся.

Метод соревновательных  форм урока.

Это может быть урок: аукцион, деловая игра, пресс-конференция, диспут, общественный смотр знаний, турнир, эстафета, викторина, зачет. Данные формы проведения урока особенно актуальны при проверке или закреплении полученных учащимися знаний. В результате урок из обыденности перерастает в соревнование, что позволяет достигать таких целей обучения, как развитие познавательного интереса к курсу мировой художественной культуры и формирование компетенций во всех областях общественной жизни.

Потенциал личности обучающихся можно развивать игровыми формами на протяжении всего курса мировой художественной культуры в школе. В играх, как правило, используется групповая форма работы, и поэтому каждый из учеников принимает и выполняет ту роль, которую он бы хотел выполнять, что позволяет проявить его природные способности: художественные, музыкальные, вокальные, математические и другие.

Б. Направленные на интерпретацию

Эвристический метод обучения.

Различные операции творческого мышления, приемы эвристической деятельности: определение типа задачи, выяснение того, что представляют собой неизвестное, данные, условие; составление плана решения; осуществление плана решения; изучение полученного решения. Это: "мозговой штурм”, "мозговая атака”, брейнсторминг, ТРИЗ. Основной  целью эвристики является поиск и сопровождение способов и правил, по которым человек приходит к открытию определенных законов, закономерностей решения проблем.  Для использования этого интерактивного метода я на своих уроках следую такой схеме: объявление темы и задания на урок, разделение класса на малые группы по 5-6 человек, постановка проблемной ситуации, организация обсуждения данной ситуации внутри групп, организация критического обсуждения идей решения ситуации между группами, формулировка выводов относительно решения проблемной ситуации на основе общего обсуждения. В своей практике я использую эти приёмы для повторения или проверки знаний. С точки зрения развития коммуникативной компетентности такие приемы интересны усвоением норм работы в малой группе и форм презентации своей позиции на общую аудиторию, освоение правил ведения дискуссий и споров. 

Метод эмпатии (метод личной аналогии).

При использовании метода эмпатии происходит отождествление личности человека с личностью другого или с каким-либо предметом, процессом, системой, что требует фантазии и воображения. На уроках МХК можно предложить следующие темы проектов, которые можно воплотить в рамках одного урока: 1) «Я — художник» (сделать иллюстрации к цитате, подобрать цветные ассоциации); 2) «Я — поэт» (подобрать стихотворные строки, иллюстрирующие художественные произведения); 3) «Я - переводчик» (перевести смысл художественного произведения с одного пластического языка на другой, например, язык красок в язык жестов, скульптур).

 

 

Метод дискуссии.

Основу уроков-дискуссий составляют рассмотрение и исследование спорных вопросов, проблем, различных подходов, при аргументации суждений, решения заданий.

Различают:

ü Дискуссии-диалоги, когда урок компанируется вокруг диалога двух главных участников.

ü Групповые дискуссии, когда спорные вопросы решаются в процессе групповой работы.

ü Массовые дискуссии, когда в полемике принимают участие все учащиеся класса.

Примером может быть исследовательская работа. Любимый девиз: "Подвергай все сомнению” для формирования у детей собственных, индивидуальных представлений об объектах и явлениях окружающего мира. Для формирования коммуникативных навыков необходимо добиться, чтобы учащиеся могли свободно высказывать свое мнение и внимательно слушать мнения других выступающих и, возможно, оспаривать их. Важно для успешного проведения урока-дискуссии заранее обозначить правила ведения дискуссии. В своей работе я придерживаюсь следующих правил:

ü Всегда помните о цели дискуссии — найти истину, решение, выход.

ü С уважением относитесь к мнению другого человека.

ü Любое высказываемое мнение должно быть аргументировано. Уважайте мнение любого человека.

ü Придерживайтесь дружелюбного тона.

ü Не спорьте ради спора!

ü В дискуссии могут участвовать только те, кто открыт для другой точки зрения и терпим к иному мнению.

          Метод дискуссии позволяет учесть контекст деятельности каждого старшеклассника, сферы его интересов, духовных потребностей, мировоззрения, эмоционально-чувственной сферы и статуса личности в коллективе. Выполняя задание, учащиеся проявляют себя следующим образом: адекватно выражая переживание, вырабатывают собственную позицию, порождают личностно значимые смыслы в ситуации выбора именно того смысла, который представляет для них ценность.

 «Послушать-сговориться-обсудить»

Такую образовательную технологию используют американские учителя. Применяя эту технологию, учитель задает вопрос, предлагает ученикам продумать ответ (его следует записать в тетрадь), рассказать свой вариант соседу. Затем ученики-соседи обсуждают ответ между собой и приходят к общему мнению (общий ответ так же записывается в тетрадь). Этот общий ответ они предлагают для обсуждения всему классу. Класс рассматривает несколько ответов, предложенных разными парами учеников – общий вариант ответа также записывается в тетрадь. Вопрос, предлагаемым ученикам, должен быть таким, чтобы ответ на него предполагал размышления, анализ, сравнение. Эта техника имеет определенные преимущества: способствует активному усвоению знаний, вовлекает в предметную работу учеников с любым уровнем подготовки.

 

Метод «case study»

Родиной данного метода являются Соединенные Штаты Америки, где он был в 1924 году впервые применен. Метод case study  также применим к использованию в школе на уроках мировой художественной культуры. Ведь case study позволяет демонстрировать академическую теорию с точки зрения реальных событий. Метод case study развивает следующие аспекты коммуникативной компетентности: умение отличать данные от информации, классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, умение находить пропуски информации и восстанавливать её целостность, умение использовать не только логические умозаключения, но и творческий подход, умение вести дискуссию, убеждать, уступать и объединяться в коалиции, контролировать себя. Проблема использования case study в современной отечественной педагогике – отсутствие хороших, подготовленных ситуаций. При желании учитель может самостоятельно придумать условия такой задачи, но тогда они должны отвечать определённым требованиям: соответствовать четко поставленной цели, иметь должный уровень трудности, иллюстрировать несколько аспектов реальной жизни, провоцировать дискуссию, иметь несколько решений. 

Метод проектов.

В основе метода лежит развитие познавательных, творческих навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод ориентирован на самостоятельную (индивидуальную, парную, групповую) деятельность учащихся в определённый отрезок времени. Проектная деятельность обязывает учеников планировать свою деятельность, использовать много источников информации, использовать собственный опыт и знания, аргументировать  мысль, принимать решения, создавать конечный продукт.

Метод проектов возник еще в начале 20 века в США. Истоки его возникновения связаны  с разработками американского философа и педагога Дж. Дьюи. Основная идея: обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика сообразно его личным интересом именно в этом знании. В России подобные разработки велись под руководством педагога С.Т. Шацкого. Диапазон учебных целей данного метода: развитие познавательных и творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Самое сложное для учителя в работе методом проектов — это роль независимого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно, если педагог видит, что учащиеся могут выбрать не тот путь и идут «не туда». Учитель должен выполнять следующие функции:  помогает ученикам в поисках источников информации, поддерживает и поощряет, следит за непрерывной обратной связью между ним и учениками.  У учащихся при выполнении проекта возникают свои специфические сложности, но они носят объективных характер, а их преодоление является одной их ведущих педагогических целей метода проектов. В основе проектирования лежит усвоение новой информации, но процесс этот осуществляется в сфере неопределенности, его нужно организовывать, проектировать, так как учащимся сложно намечать ведущие и текущие цели и задачи, искать их пути решения.

В. Направленные на творчество

Коллективное творческое дело

Коллективное творческое дело – это методика, которая обычно используется для внеклассной и внеурочной деятельности детских коллективов. Поскольку в своей школьной деятельности я занимаюсь не только преподаванием, но и организацией различных школьных мероприятий, мне показалось эффективным переложить данный метод на преподавание мировой художественной культуры. В своей практике я предлагаю старшеклассникам завершить изучение какой-либо темы коллективным творческим делом, например — театрализованным представлением «Эпоха». В процессе учащиеся демонстрируют полученные теоретические знания, практические умения исследования вопроса (проблемы), организации работы в коллективе, творческий потенциал. Группа учащихся выбирает эпоху, культуру которой должны представить в мини-спектакле. Обязательным условием является использование достижений эпохи из разных областей жизни (научной, нравственной, художественной и т.д.). Театрализованное представление как форма, конечно, требует костюмы и декорации, которые также должны соответствовать эпохе. Подготовка таких представлений — процесс трудоёмкий и для преподавателя, и для учащихся, но «искусство требует жертв».

Проблемное обучение.

Основано на создании учителем проблемных ситуаций и на самостоятельном поиске вариантов их решения: 1) создание проблемной ситуации; 2) формирование гипотез разрешения; 3) проверка решения с систематизацией полученной информации. Проблемная ситуация включает эмоциональную, поисковую и волевую сторону. Её задача — направить деятельность учащихся на максимальное овладение изучаемым материалом, обеспечить мотивационную сторону деятельности, вызвать интерес к ней. Одним из вариантов проблемного урока может быть урок, основанный на приёме «корзина». Прием, в призме использования непосредственно на уроках МХК, дает возможность проанализировать жизненный уклад, мировоззрение какого-либо народа или эпохи. Для этого учащимся предлагается: «в мельницу» положить то, что казалось смешным; «в урну» - то, что с позиции современного человека кажется неправильным; «в чемодан» - то, чему современный человек может поучиться и взять на вооружение в своей жизни.

Метод ролевых игр.

 Личность ребенка развивается своеобразно и ярко в ролевых играх. Педагогическая суть игры — активизировать мышление учащихся, повысить самостоятельность, внести дух творчества в обучение. Главным вопросом в игре становится «что было бы, если бы...». Данный метод раскрывает личностный потенциал учащегося: каждый участник может продиагностировать свои возможности в одиночку, а также и в совместной деятельности с другими участниками. Как уже было отмечено в данной работе для старшеклассников особенно важно попробовать на себе как можно больше социальных ролей, ведь именно через проживание возможно реальное присвоение себе социальных компетентностей, а значит адекватное взросление.

В процессе подготовки и проведения игры преподаватель должен помочь ученику стать в игре тем, кем он хочет быть, показать ему самому его лучшие качества, которые могли бы раскрыться в ходе общения.

В подготовке ролевой игры можно выделить следующие этапы:

1.     Выбор темы. Темой игры может быть практически любой раздел учебного курса.

2.     Постановка целей и задач с учетом не только темы, но и анализа исходной ситуации.

3.     Определение структуры с учетом темы, целей, задач, состава участников.

4.     Диагностика игровых качеств участников ролевой игры. Проведение занятий в игровой форме будет эффективнее, если действия преподавателя обращены не к абстрактному классу, а ориентированы на особенности данного коллектива.

5.     Диагностика объективного обстоятельства. Рассматривается вопрос о том, где, как, когда, при каких условиях, и с какими предметами будет проходить игра.

Социальная значимость ролевой игры в том, что в процессе решения определенных задач активизируются не только знания, но и развиваются коллективные формы общения.

Игра должна быть практическим дополнением изучения конкретной теоретической темы, продолжением и завершением раздела, дисциплины в целом. Так, после изучения темы «Художественная культура Западноевропейского Средневековья» предлагается игра «Модный журнал». Перед учащимися ставится цель: «Вы редакторы журнала мод, вам необходимо подготовить выпуск номера, посвященный моде эпохи Средневековья». В целом, говорить о моде Средневековья можно много и подготовить не один выпуск журнала, поэтому необходимо ориентировать учеников на конкретную тему, например, романские и готические причёски, готическое платье, мужской костюм, головные уборы, цветная мода и т.д.

Завершая разговор об особенностях архитектуры и живописи любого периода, учащимся можно предложить перевоплотиться в экскурсоводов: «Вы экскурсовод маршрута N, подготовьте материал и проведите экскурсию к памятнику архитектуры», или «Вы экскурсовод в музее одного художника, подготовьте экспозицию работ этого художника, придумайте название экспозиции, составьте сопроводительный текст и проведите экскурсию».

Для работы с помощью ролевой игры «заседание пресс-клуба» объявляется тема урока, творческой группе предлагается ряд заданий: взять на себя роль художника, его современников, критика-искусствоведа, покупателя-заказчика, эксперта. Каждый герой выражает свое мнение на счет написанного «художником» произведения, спорит, защищает свою точку зрения. Важно соблюдать правила: выражать самые разные, порой странные мнения о произведении, обязательно спорить, запрещается оскорбительно отзываться о чем-либо или ком-либо, переходить на личности, прерывать собеседника, при отсутствии аргументов настаивать на своей точке зрения. В ходе «заседания» звучат многочисленные вопросы, ответы на которые дают полную и ясную картину изучаемого материала. Возможен и другой  ход урока: «художник» представляет свою картину, рассказывает, что он чувствовал, когда писал её, «критик-искусствовед» рассуждает, почему эта картина не может считаться шедевром, как именно она нарушает привычный ход вещей и те культурные традиции, которые существуют в обществе. «Современники»  ропщут о том, что данная картина нарушает все нормы приличий, которые сейчас существуют в обществе, и так далее. Таким образом, можно видеть, что, играя свои роли, ученики моделируют профессиональную деятельность, самостоятельно задавая начальные условия, возвращаясь к ним и уточняя. Подготовиться ученику к такому уроку, используя только учебник, практически невозможно, поэтому в план урока может входить обсуждение результатов самостоятельной работы каждого с дополнительными источниками информации.

Похожим образом может развиваться и урок-суд, поскольку очевидно: несмотря на иной набор персонажей (прокурор, адвокат, обвиняемые, судья), он также является ролевым уроком. В некоторых классах одна из любимых форм урока «Суд над героем художественного произведения». На уроке заданы определенные условия, заранее распределены роли – дома есть возможность продумать свое выступление, подобрать цитаты из текста для защиты, обвинения, свидетельств. Причем за героем остается право, выступать ли на стороне обвинения или защиты. Прокурор готовит обвинение, свидетелей со своей стороны, а адвокат – защиту и свидетелей со своей. Класс оформляется под зал суда, соблюдаются необходимые церемонии.

«Создание рекламы» - этот вид работы развивает у школьников память, внимательность, изобретательность, умение комбинировать, искать нетрадиционные решения. Ученики для такой работы разделены на небольшие группы, которые дома и