Сегодня главной задачей школы является подготовка выпускника такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение. Такую глобальную цель перед образовательными учреждениями ставит «Концепция модернизации образования в РФ до 2020 года». Модернизация образования является в настоящее время ведущей идеей и центральной задачей российской образовательной политики. Модернизация образования — это комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы и всех сфер образовательной деятельности в соответствии с требованиями современной жизни, при сохранении традиций отечественного образования. Это масштабные изменения в содержании, технологии и организации самой образовательной деятельности, глубокие изменения в образовательном мировоззрении.

Одной из причин обращения педагогического сообщества к компетентстному подходу является неудовлетворенность как общества, так и личности современным прцессом обучения в школе, его отчужденностью, отстороненностью от потребностей личности, определяющихся современными условиями жизни. Разрыв между ожидаемыми результатами школьного образования выражается в недостаточном уровне подготовленности выпускников к самостоятельному решению проблем в меняющемся обществе. Ускорение темпов равития общества ставит школу перед пародоксальной проблемой: школа должна готовить своих учеников к жизни, о которой сама мало что знает. В этих условиях значимым результатом образования становится равитие такого качества личности, как обучаемость, готовность к постоянному самообучению. В качестве главного результата модернизации образования рассматривается готовность и способность молодых людей, заканчивающих школу, нести личную ответственность за собственную успешную жизнедеятельность. Ожидаемый результат школьного образования во многом связан с развитием субъективности обучающихся. Быть субъектом означает быть хозяином своей жизнедеятельности, творцом своей культуры. В этой связи основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать "не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах”. Формирование учащихся ключевых компетентностей в учебном процессе называется компетентностным подходом, который обеспечивает взаимосвязь академических знаний и практических умений. Специфика этого подхода состоит в том, что усваиваются не "готовые знания”, кем то предложенные к усвоению, а "прослеживаются условия происхождения данного знания”. Ученик сам формирует понятия, необходимые для решения задач. При таком подходе учебная деятельность, периодически приобретая исследовательский или практико-преобразовательный характер, сама становится предметом усвоения.

Одной из основных компетентность, которой должен овладеть ученик, находясь в школе, Концепция называет коммуникативную компетентность, наполняя это понятие следующим содержанием: умение эффективно взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками; умение отыскивать; преобразовывать и передавать информацию; выполнять различные социальные роли в группе и коллективе, использовать современные телекоммуникационные технологии.

Овладение такими качествами можно назвать адаптацией. Адаптация — это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию. В настоящее время одной из наиболее важных тенденций является увеличение социальной мобильности людей. Для того чтобы успешно реализоваться, человек вынужден всё время обновлять свои профессиональные знания, постоянно самообразовываясь.  Обучение в школе должно обеспечить формирование у учеников не только новых знаний и умений, но и опыта деятельности, который им потребуются в новой информационной среде обитания, в том числе и для получения образования в условиях широкого использования современных информационных технологий обучения, а также нового целостного миропонимания и информационного мировоззрения.

Решающую роль в становлении личности, готовой успешно функционировать в обществе, играет процесс формирования именно коммуникативной компетентности. Каждая из названных выше составляющих коммуникативной компетентности для современных старшеклассников является настолько жизненно необходимой насколько и проблемной.

Одна из основных проблем, с которыми сталкивается старшеклассник в современном мире – это подмена реального общения виртуальным. В связи с этим школе необходимо развивать в ребенке социальную коммуникацию, взаимодействие непосредственно с людьми.

Эстетическое образование школьников в старших классах общеобразовательной школы - это самое слабое звено современной школы. Выпускники средней школы в основном не умеют воспринимать произведения искусства, многие совсем не интересуются художественной литературой, классической музыкой, театром, изобразительным искусством. Научить старшеклассников контактам с искусством, развить в них художественное восприятие искусства задача школы, реализация которой отразится на общем уровне их культуры.

Еще одной из наиболее часто встречающейся проблем является то, что при большом объеме информации теряется эффективность информационной деятельности ребенка, что ведет к его дезадаптации в обществе. Среди причин дезадаптации можно назвать недостаточную эффективность умений выбора нужной информации. Старшеклассник, умея пользоваться современными технологиями, часто не может компетентно составить запрос на получение нужной информации, выбрать среди множества источников те, в которых содержатся научные факты.

Для достижения своих образовательных и информационных потребностей учащиеся с трудом выбирают тот вид деятельности, который даст наиболее эффективный результат.

В школе же  большой объем знаний, и неправильная методика обучения ведут к перегрузке ребенка, следовательно, неправильно формируется мышление и коммуникативный опыт.