Главная » Статьи » В дополнение к сказанному |
"Кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей". Чернышевский Н. Г. Одной из особенностей социального познания является большая доля субъективизма. Действительно, общество, познавая само себя, не может дать объективную оценку своим действиям. Так, советские люди во времена СССР представляли причины второй мир войны не так, как люди западные или современные россияне, потому что некоторые факты умалчивались, искажались, окрашивались в тона господствующего мировоззрения. Так, например, в учебниках по истории говорилось о том, что немцы напали на Брестскую крепость 22.06.1941 г., но умалчивалась информация о том, что в 1939 году немцы отбили эту крепость у поляков и передали в дар СССР. Добиться максимально объективного социального знания можно с помощью научных методов познания. К ним относятся опора на факты, строгость и однозначность теоретических понятий, доказательность рассуждений и их логическая непротиворечивость, объективность научных выводов, т. е. независимость научной истины от личных желаний, мнений и общественных предрассудков. Способность увидеть и почувствовать так, как видят и чувствуют другие люди помогает ученому. Полная объективность соц познания недостижима, не только потому, что на познавательную деятельность ученого оказывают влияние его мнения и представления, стереотипы мышления, особенности образования и воспитания, но и потому, что ученый сам является объектом соц познания, а самооценка всегда субъективна. Т.е. с одной стороны способность сопереживать другим людям, выработанная в процессе самопознания, помогает лучше понять сущность соц явлений, а с другой стороны формирует стереотипы мешающие объективной оценке. Мне очень сложно выразить однозначное согласие или несогласие со словами Чернышевского, т.к. не узнав других людей невозможно глубоко изучить человека в самом себе, а не изучив человека в самом себе невозможно научиться сопереживать и чувствовать других людей. Самопознание и познание других людей – взаимодополняющие и неразрывные для человека живущего в обществе процессы, а глубина знаний, полученных в результате, зависит, прежде всего, от уровня развития познавательных способностей, совершенства методов познания и объема накопленных знаний. «Всё то, чего коснется человек, приобретает нечто человечье» (С.Маршак)
Автор в своем высказывании затрагивает проблему преобразования окружающей действительности в соответствии с потребностями человека, этот вопрос становится все более актуальным из-за усиления антропогенного воздействия на окружающую среду. Всё, чего касается человек, он стремится изменить в соответствии со своими потребностями и представлениями, наделить его чем-то человечьим. Я полностью согласна с этими словами С. Маршака. Для начала вспомним: «Кто такой человек?». Человек – существо биосоциальное, обладающее как биологическими, так и социальными чертами. Как существо биологическое, он зависит от природы: питается её плодами, имеет биологические особенности и развивается по определенным биологическим законам. Но в то же время он все время пытается подстроить природу под себя, сделав ее максимально комфортной и безопасной. Человек преобразует природу в ходе практической деятельности: строит города, прокладывает дороги, заставляет реки течь по созданным им руслам, создает искусственные озера-водохранилища, выводит новые сорта растений. Стремясь изменить природу, подстроить её под себя, человек даже создал «вторую природу» - культуру, искусственную среду обитания. Даже сам человек лишь благодаря «касанию» других людей становится не просто носителем биологических черт рода Homo sapiens, но Человеком – уникальной новизной в природе, носителем социальных черт, позволяющих ему жить в обществе. Уникальность человека состоит не только в умении строить города и летать в космос, но и в наличии своих собственных законов – законов морали, которые оказывают на него влияние не меньшее, чем законы природы. Человек – высшая ступень живых организмов на земле, он, в отличие от других живых организмов, продукт не только биологической, но и социальной, и культурной эволюции и, развиваясь, он пытается окультуривать все, что встречается ему на пути. Природа – единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания. (Гете) Автор в своем высказывании затрагивает сразу две актуальные проблемы: проблему познания и проблему бесконечности вселенной. Ведь под природой в широком смысле этого слова понимается весь окружающий нас мир во всем бесконечном многообразии его проявлений, малейшее из которых хранит множество тайн. Звездочка на небе с Земли кажется всего лишь маленькой светящейся точкой, но ученые с помощью эмпирических и теоретических научных методов доказали, что на самом деле это гигантские раскаленные тела, для изучения которых создана отдельная наука – астрономия. Но звезды только издалека кажутся маленькими «страничками» природы, в то время как клетка живого организма и на самом деле настолько мала, что подавляющее большинство клеток не видимы невооруженным глазом. Несмотря на столь малые размеры она способна к самообновлению, саморегуляции и самовоспроизведению. Специальная наука - цитология, изучает строение и химический состав клеток, функции внутриклеточных структур, размножение и развитие клеток, их приспособления к условиям окружающей среды. В ядре клетки содержится ДНК обеспечивающая хранение, передачу из поколения в поколение и реализацию генетической программы развития и функционирования живых организмов. С автором невозможно не согласиться, каждая страница природы, будь то гигантская звезда или маленькая клетка, полна глубокого содержания, познать которое человек стремится. Удастся ли ему до конца прочесть эту книгу? Ответ на этот вопрос ищет Гносеология – область философии изучающая возможности человеческого познания. Агностики такую возможность отрицают, но мне ближе противоположная агностизиму позиция гностизимза, утверждающая, что возможности человеческого познания безграничны. А так как бесконечны и страницы книги-природы, содержащие множество тайн и загадок, то перед человеческим пытливым умом всегда будет стоять цель, столь необходимая ему для существования и развития. | |
Просмотров: 4069 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |